История развития методологии проектирования АОС

Систематические исследования в области компьютерной поддержки процесса обучения имеют более чем 30-летнюю историю. За этот период в США, Канаде, Англии, Франции, Японии, России и ряде других стран было разработано большое количество компьютерных систем учебного назначения, ориентированных на различные типы ЭВМ. Сферы применения компьютерных средств поддержки процесса обучения гораздо шире, чем только учебные заведения. Это крупные промышленные предприятия, военные и гражданские организации, ведущие самостоятельную подготовку и переподготовку кадров. Кроме того, в цивилизованных странах становится уже стандартом снабжать новые сложные машины и технологии компьютерными обучающими системами, облегчающими и ускоряющими процесс их освоения и внедрения. За рубежом разработку "мягкого" компьютерного продукта учебного назначения (методических и программно-информационных средств) считают весьма дорогостоящим делом в силу его высокой наукоемкости и необходимости совместной работы высококвалифицированных специалистов: психологов, преподавателей-предметников, компьютерных дизайнеров. Несмотря на это, многие зарубежные крупные фирмы финансируют проекты создания компьютерных учебных систем в учебных заведениях и ведут собственные разработки в этой области.
В методологическом плане разработка и использование компьютерных средств поддержки обучения, в первую очередь - "мягкого" продукта, с самого начала развивались по двум направлениям, слабо связанным между собой. Первое направление опирается в своей основе на идеи программированного обучения. В его рамках разрабатываются и эксплуатируются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. Ядром АОС являются так называемые авторские системы, позволяющие преподавателю-разработчику вводить свой учебный материал в базу данных и программировать с помощью специальных авторских языков или других средств алгоритмы его изучения. Второе направление компьютеризации обучения является как бы вторичным приложением "мягкого" продукта компьютеризации различных отраслей человеческой деятельности (науки, техники, экономики и др.). Это отдельные программы, пакеты программ, элементы автоматизированных систем (АСУ, САПР, АСНИ, АСУП и др.), предназначенные для автоматизации трудоемких расчетов, оптимизации, исследования свойств объектов и процессов на математических моделях и т.п. Применение таких программных систем в учебном процессе носит более массовый характер, чем использование универсальных АОС, как в нашей стране, так и за рубежом, но, в силу своей разобщенности в содержательном плане и отсутствия единой дидактической платформы, менее известно, систематизировано и обобщено в научно-методической литературе. Среди многочисленных работ в нашей стране по адаптации отраслевых программных разработок для целей обучения определенной системностью выделяются работы по созданию учебно-исследовательских САПР и АСНИ.
С начала 80-х годов интенсивно развивается новое направление в компьютеризации обучения - интеллектуальные обучающие системы (ИОС), основанные на работах в области искусственного интеллекта. Существенной частью ИОС являются модели обучаемого, процесса обучения, предметной области, на основе которых для каждого обучаемого может строиться рациональная стратегия обучения. Базы знаний ИОС могут содержать наряду с формализованными знаниями экспертные знания в предметных областях и в сфере обучения. Работы в области создания ИОС безусловно перспективны, но находятся пока на стадии лабораторных исследований и, несмотря на некоторые примеры успешного применения, на уровень массовой технологии еще не вышли.
"Персональная революция" 80-х гг. принесла в сферу обучения не только новые технические, но и дидактические возможности. Это доступность ПЭВМ, простота диалогового общения и, конечно же, графика. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет не только увеличить скорость передачи информации обучаемому и повысить уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста любой отрасли качеств, как интуиция, профессиональное "чутье", образное мышление.
Компьютер, снабженный техническими средствами мультимедиа, позволяет широко использовать дидактические возможности графики и звука. С помощью систем гипертекста можно создавать перекрестные ссылки в массивах текстовой информации, что облегчает поиск нужной информации по ключевым словам, выделенным в тексте. Системы гипермедиа позволяют связать друг с другом не только фрагменты текста, но и графику, оцифрованную речь, звукозаписи, фотографии, мультфильмы, видеоклипы и т.п.
Развитие информационных телекоммуникационных сетей дает новый импульс системам дистанционного обучения, обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты.
Новые аппаратные и программные средства, наращивающие возможности компьютера, переход в разряд анахронизма понимания его роли как вычислителя постепенно привели к вытеснению термина "компьютерные технологии" термином "информационные технологии". Под этим термином понимают процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Так, суть информатизации образования определяют как создание условий учащимся для свободного доступа к большим объемам активной информации в базах данных, базах знаний, электронных архивах, справочниках, энциклопедиях.
Следуя этой терминологии, можно определить информационные технологии обучения (ИТО) как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В состав электронных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы применения которых указываются в методическом обеспечении ИТО.
Впечатляющий прогресс в развитии аппаратных и инструментальных программных средств ИТО предоставляет хорошие технические возможности для реализации различных дидактических идей. Однако, как показывает анализ отечественных и зарубежных компьютерных систем учебного назначения, ряд из них по своим дидактическим характеристикам нельзя назвать даже удовлетворительными. Дело в том, что уровень качества "мягкого" продукта учебного назначения закладывается на этапе его проектирования при подготовке учебного материала для наполнения баз данных АОС и электронных учебников, при создании сценариев учебной работы с компьютерными системами моделирующего типа, при разработке задач и упражнений и т.п.
К сожалению, методические аспекты ИТО отстают от развития технических средств. Да это и неудивительно, поскольку в методическом плане ИТО интегрируют знания таких разнородных наук, как психология, педагогика, математика, кибернетика, информатика. Разработка средств ИТО для поддержки профессионального образования осложняется еще и необходимостью хорошо знать содержание предметной области и учитывать присущую ей специфику обучения. Именно отставание в разработке методологических проблем, "нетехнологичность" имеющихся методик являются одними из основных причин разрыва между потенциальными и реальными возможностями ИТО.
Автор статьи: Чудинова Юлия Александровна, «Корпоративные системы» www.sike.ru

ООО"Корпоративные системы" marketing@csystems.ru

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 00:18 25.03.2017 Akgnozis.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Основные преимущества PR в интернете

Основные преимущества PR в интернете


На сегодняшний день вряд ли кого-то из руководителей компаний надо убеждать, что собственное представительство компании в интернете необходимо, и чем шире она представлена, тем лучше. Помимо сайт...


Бобровая струя.

Бобровая струя.


Люди давно научились использовать бобровую струю для своих целей. В первую очередь активно использует бобровую струю нетрадиционная медицина. Бобровая струя, это полностью биологически чистый продукт...


Что такое подарок?

Что такое подарок?


Просто вещь, загадочно упакованная? И вынуждающая скрывать разочарование после того, как упаковка уничтожена? Или долгожданная неожиданность, о которой целенаправленно намекалось на протяжении предыд...


Дышать чистым воздухом

Дышать чистым воздухом


Метро, машины, заводы, улицы,заводы. Все меньше и меньше деревьев лесопарковых зон. Неблагоприятная экологическая ситуация в мегаполисах вызвала моду на загородные дома. Тенденция жить в ближайшем ...


Во что играют наши дети, или Стоит ли забивать всех мышек в норки?

Во что играют наши дети, или Стоит ли забиват...


Непросто в наши дни найти для ребенка добрую игрушку или книжку! Подходишь к книжной полке — и видишь издание «Малыши на ферме» — о сельскохозяйственных животных. Не ...


О изучении английского языка

О изучении английского языка


Хочу рассмотреть некоторые общие вопросы, которые часто возникают, когда речь идет об изучении английского языка в качестве второго языка. Таким образом, первый вопрос должен быть, зачем вам учить...


Интересное

Искусственная минеральная вода - это что?

Вредно ли для здоровья употреблять искусственную минеральную воду? А где взять другую? Уточните, это еще пока эксперимент над человечеством или он уже закончился, и это уже диагноз? Нормы питьев...

Радиаторы в помещение: как выбрать? Ответы в нашей

Алюминиевые или биметаллические радиаторы отопления, что выбрать? Это весьма популярный вопрос. Следовательно, давайте подробно разберем, в чем разница между биметаллическими и алюминиевыми радиаторам...

Выращивание анютиных глазок

Можно сказать, что одно из первых мест среди ранних, ярко цветущих растений занимают маленькие скромные анютины глазки, порою имеющие оригинальную серединку. Сейчас их фиолетовые, голубые, синие, оран...

Правильный дымоход в баню: признаки хорошего дымох

Планируете строительство бани? И в первую очередь задумались о дымоходе? Это профессиональный подход к делу. Печь и дымоход – это важнейшие элементы для любой русской бани. Функция дымохода зак...

Снежная сказка? Нет, снежная быль

— А где же Профессор?  — Какой профессор?  — Да тот, что рассказывал мне про снег…  — Дорогая, может, это был Дед Мороз? Как мне нравятся прогу...

Вкусные рецепты: салат с курицей, овощами и фрукта

салат с курицей, овощами и фруктамиУкладываем слоями: первый слой - тонко нарезанные стебли сельдерея второй слой - куриную грудку-мелкие кусочки промазать майонезом третий слой - натертый на крупной ...

Вкусные рецепты: Шашлык из индейки, ЛУЧШАЯ ЗАКУСЬ

Шашлык из индейкиДля маринада зеленый лук нарезать крупными кусками, сложить в миску и подавить пестиком ( толкушкой). Добавить измельченный чеснок и все остальные ингридиенты для маринада. У шампиньо...

Трагикомедия «Шоу Трумана». Как Джим Керри оказалс

Вся жизнь — игра, а люди в ней — актеры. Так молвил старик Шекспир и снова попал «в яблочко». Хоть и не предполагал, что его потомки, устав от вымышленных коллизий, п...

Аутизм. Как помочь тому, кто не понимает, что нужд

Поговаривают, что еще каких-то 20−30 лет назад никто представить не мог, что детям будут ставить подобный диагноз. И вообще такого диагноза не существовало. Правда, не существовало диагноза и н...

Детские страхи или как подойти к обустройству детс

Любовь к своему потомству появляется у нас с детства. Нас наши родители учили играть с колясками и куклами, мы одевали их и причесывали, кормили и укладывали спать. Во взрослой жизни все происходит им...

Развивая портал:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя полный ассортимент познавательных и интересных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь отыскать требуемую информацию стало легко.

Мы подобрали для вас полезные и интересные статьи. У нас портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Теперь, поиск нужной информации будет занимать у вас секунды.