История развития методологии проектирования АОС

Систематические исследования в области компьютерной поддержки процесса обучения имеют более чем 30-летнюю историю. За этот период в США, Канаде, Англии, Франции, Японии, России и ряде других стран было разработано большое количество компьютерных систем учебного назначения, ориентированных на различные типы ЭВМ. Сферы применения компьютерных средств поддержки процесса обучения гораздо шире, чем только учебные заведения. Это крупные промышленные предприятия, военные и гражданские организации, ведущие самостоятельную подготовку и переподготовку кадров. Кроме того, в цивилизованных странах становится уже стандартом снабжать новые сложные машины и технологии компьютерными обучающими системами, облегчающими и ускоряющими процесс их освоения и внедрения. За рубежом разработку "мягкого" компьютерного продукта учебного назначения (методических и программно-информационных средств) считают весьма дорогостоящим делом в силу его высокой наукоемкости и необходимости совместной работы высококвалифицированных специалистов: психологов, преподавателей-предметников, компьютерных дизайнеров. Несмотря на это, многие зарубежные крупные фирмы финансируют проекты создания компьютерных учебных систем в учебных заведениях и ведут собственные разработки в этой области.
В методологическом плане разработка и использование компьютерных средств поддержки обучения, в первую очередь - "мягкого" продукта, с самого начала развивались по двум направлениям, слабо связанным между собой. Первое направление опирается в своей основе на идеи программированного обучения. В его рамках разрабатываются и эксплуатируются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. Ядром АОС являются так называемые авторские системы, позволяющие преподавателю-разработчику вводить свой учебный материал в базу данных и программировать с помощью специальных авторских языков или других средств алгоритмы его изучения. Второе направление компьютеризации обучения является как бы вторичным приложением "мягкого" продукта компьютеризации различных отраслей человеческой деятельности (науки, техники, экономики и др.). Это отдельные программы, пакеты программ, элементы автоматизированных систем (АСУ, САПР, АСНИ, АСУП и др.), предназначенные для автоматизации трудоемких расчетов, оптимизации, исследования свойств объектов и процессов на математических моделях и т.п. Применение таких программных систем в учебном процессе носит более массовый характер, чем использование универсальных АОС, как в нашей стране, так и за рубежом, но, в силу своей разобщенности в содержательном плане и отсутствия единой дидактической платформы, менее известно, систематизировано и обобщено в научно-методической литературе. Среди многочисленных работ в нашей стране по адаптации отраслевых программных разработок для целей обучения определенной системностью выделяются работы по созданию учебно-исследовательских САПР и АСНИ.
С начала 80-х годов интенсивно развивается новое направление в компьютеризации обучения - интеллектуальные обучающие системы (ИОС), основанные на работах в области искусственного интеллекта. Существенной частью ИОС являются модели обучаемого, процесса обучения, предметной области, на основе которых для каждого обучаемого может строиться рациональная стратегия обучения. Базы знаний ИОС могут содержать наряду с формализованными знаниями экспертные знания в предметных областях и в сфере обучения. Работы в области создания ИОС безусловно перспективны, но находятся пока на стадии лабораторных исследований и, несмотря на некоторые примеры успешного применения, на уровень массовой технологии еще не вышли.
"Персональная революция" 80-х гг. принесла в сферу обучения не только новые технические, но и дидактические возможности. Это доступность ПЭВМ, простота диалогового общения и, конечно же, графика. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет не только увеличить скорость передачи информации обучаемому и повысить уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста любой отрасли качеств, как интуиция, профессиональное "чутье", образное мышление.
Компьютер, снабженный техническими средствами мультимедиа, позволяет широко использовать дидактические возможности графики и звука. С помощью систем гипертекста можно создавать перекрестные ссылки в массивах текстовой информации, что облегчает поиск нужной информации по ключевым словам, выделенным в тексте. Системы гипермедиа позволяют связать друг с другом не только фрагменты текста, но и графику, оцифрованную речь, звукозаписи, фотографии, мультфильмы, видеоклипы и т.п.
Развитие информационных телекоммуникационных сетей дает новый импульс системам дистанционного обучения, обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты.
Новые аппаратные и программные средства, наращивающие возможности компьютера, переход в разряд анахронизма понимания его роли как вычислителя постепенно привели к вытеснению термина "компьютерные технологии" термином "информационные технологии". Под этим термином понимают процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Так, суть информатизации образования определяют как создание условий учащимся для свободного доступа к большим объемам активной информации в базах данных, базах знаний, электронных архивах, справочниках, энциклопедиях.
Следуя этой терминологии, можно определить информационные технологии обучения (ИТО) как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В состав электронных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы применения которых указываются в методическом обеспечении ИТО.
Впечатляющий прогресс в развитии аппаратных и инструментальных программных средств ИТО предоставляет хорошие технические возможности для реализации различных дидактических идей. Однако, как показывает анализ отечественных и зарубежных компьютерных систем учебного назначения, ряд из них по своим дидактическим характеристикам нельзя назвать даже удовлетворительными. Дело в том, что уровень качества "мягкого" продукта учебного назначения закладывается на этапе его проектирования при подготовке учебного материала для наполнения баз данных АОС и электронных учебников, при создании сценариев учебной работы с компьютерными системами моделирующего типа, при разработке задач и упражнений и т.п.
К сожалению, методические аспекты ИТО отстают от развития технических средств. Да это и неудивительно, поскольку в методическом плане ИТО интегрируют знания таких разнородных наук, как психология, педагогика, математика, кибернетика, информатика. Разработка средств ИТО для поддержки профессионального образования осложняется еще и необходимостью хорошо знать содержание предметной области и учитывать присущую ей специфику обучения. Именно отставание в разработке методологических проблем, "нетехнологичность" имеющихся методик являются одними из основных причин разрыва между потенциальными и реальными возможностями ИТО.
Автор статьи: Чудинова Юлия Александровна, «Корпоративные системы» akgnozis.ru

ООО"Корпоративные системы" marketing@akgnozis.ru
00:18 25.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Подарок

Подарок

     Приближался Новый год, и у всех уже было праздничное настроение. Погода выдалась морозной, да еще к тому же дул сильный ветер. В середине дня нам позвонила Ольга, сестра ...
Антропонимическая система и антропонимы в немецком языке

Антропонимическая система и антропонимы в немецком я...

Немецкий– язык западногерманской группы, входящей в состав индоевропейской семьи. Носителями языка являются более 98 миллионов человек, а говорят на нем намного больше людей. В истории формирования не...
Наука ли философия?

Наука ли философия?

Нет, хотя есть кандидаты и доктора философских наук. Это мировоззрение. В этом она схожа с религией. У разных народов существовало даже довольно много богов мудрости. Велес, у славян бог мудрости, пр...
Применение заборов и пеноблоков в архитектуре города.

Применение заборов и пеноблоков в архитектуре города...

Заборы, тротуарная плитка, брусчатка и бордюр как элементы гармонии мира. Какое-то дерзкое название у текста, правда? Но вы подождите, очень может быть, что название имеет все права на существование. ...
Что можно сделать для близких больного? Опыт США

Что можно сделать для близких больного? Опыт США

Когда заболевает кто-то из близких, болеет вся семья. Больной страдает физически, мы страдаем душевно. Медики будут лечить больного, а кто поможет нам? Ведь нам помощь нужна не меньше — это...
Обзор современных автосигнализаций и противоугонок

Обзор современных автосигнализаций и противоугонок

На автомобильном рынке на сегодня существует множество автосигнализаций. Наиболее простой являеться иммобилайзер,который входит в штатную систему многих современных авто. Иммобилайзер в дословном пере...
Стоит прочесть

Как содержать экзотическое животное в домашних усл

В коротких энциклопедических данных мы можем прочитать, что питоны относятся к подсемейству змей, се...

Хорошее строительство зависит от фундамента

Эффективное строительство зданий зависит от основы! Изделия из железобетона (как правило, используют...

Новый инструмент продвижения сайтов - Архивы стате

Не тайна, что каталоги сайтов и приобритение ссылок стали терять свою былую мощь. Поисковики освоили...

Кто может получить бесплатно продукты Microsoft?

Кто может получить бесплатно продукты Microsoft? Действительно есть категория организаций, которы...

Организация движения на период производства работ

на период производства таких работ (предписывающие, предупреждающие и запрещающие дорожные знаки, зн...

А нужна ли полная занятость? Обратная, но приятная

В разгар кризиса безработица в США достигла почти 9 процентов. Ай-ай-ай, вскричали дети! А взрослые ...

Вкусные рецепты: Хлеб и булочки на картофельном от

Хлеб и булочки на картофельном отвареНалить в миску картофельный отвар,всыпать дрожжи и 3/4 ст муки,...

Печать листовок - самый эффективный метод рекламы

Для того, чтобы успешно реализовывать на рынке товары или услуги, прежде всего, следует проинформиро...

Вкусные рецепты: коктейль "Кокос+Банан",

коктейль "Кокос+Банан"смешать всё в блендере и украсить бананом. Это очень просто и очень вкусно! я ...

Рождество - главный праздник христианства или еще

— Погляди, западный мир сегодня отмечает Рождество, самый большой христианский праздник. ...



О портале:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя полный ассортимент познавательных и интересных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь отыскать требуемую информацию стало легко.

Мы подобрали для вас полезные и интересные статьи. У нас портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Теперь, поиск нужной информации будет занимать у вас секунды.