История развития методологии проектирования АОС

Систематические исследования в области компьютерной поддержки процесса обучения имеют более чем 30-летнюю историю. За этот период в США, Канаде, Англии, Франции, Японии, России и ряде других стран было разработано большое количество компьютерных систем учебного назначения, ориентированных на различные типы ЭВМ. Сферы применения компьютерных средств поддержки процесса обучения гораздо шире, чем только учебные заведения. Это крупные промышленные предприятия, военные и гражданские организации, ведущие самостоятельную подготовку и переподготовку кадров. Кроме того, в цивилизованных странах становится уже стандартом снабжать новые сложные машины и технологии компьютерными обучающими системами, облегчающими и ускоряющими процесс их освоения и внедрения. За рубежом разработку "мягкого" компьютерного продукта учебного назначения (методических и программно-информационных средств) считают весьма дорогостоящим делом в силу его высокой наукоемкости и необходимости совместной работы высококвалифицированных специалистов: психологов, преподавателей-предметников, компьютерных дизайнеров. Несмотря на это, многие зарубежные крупные фирмы финансируют проекты создания компьютерных учебных систем в учебных заведениях и ведут собственные разработки в этой области.
В методологическом плане разработка и использование компьютерных средств поддержки обучения, в первую очередь - "мягкого" продукта, с самого начала развивались по двум направлениям, слабо связанным между собой. Первое направление опирается в своей основе на идеи программированного обучения. В его рамках разрабатываются и эксплуатируются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. Ядром АОС являются так называемые авторские системы, позволяющие преподавателю-разработчику вводить свой учебный материал в базу данных и программировать с помощью специальных авторских языков или других средств алгоритмы его изучения. Второе направление компьютеризации обучения является как бы вторичным приложением "мягкого" продукта компьютеризации различных отраслей человеческой деятельности (науки, техники, экономики и др.). Это отдельные программы, пакеты программ, элементы автоматизированных систем (АСУ, САПР, АСНИ, АСУП и др.), предназначенные для автоматизации трудоемких расчетов, оптимизации, исследования свойств объектов и процессов на математических моделях и т.п. Применение таких программных систем в учебном процессе носит более массовый характер, чем использование универсальных АОС, как в нашей стране, так и за рубежом, но, в силу своей разобщенности в содержательном плане и отсутствия единой дидактической платформы, менее известно, систематизировано и обобщено в научно-методической литературе. Среди многочисленных работ в нашей стране по адаптации отраслевых программных разработок для целей обучения определенной системностью выделяются работы по созданию учебно-исследовательских САПР и АСНИ.
С начала 80-х годов интенсивно развивается новое направление в компьютеризации обучения - интеллектуальные обучающие системы (ИОС), основанные на работах в области искусственного интеллекта. Существенной частью ИОС являются модели обучаемого, процесса обучения, предметной области, на основе которых для каждого обучаемого может строиться рациональная стратегия обучения. Базы знаний ИОС могут содержать наряду с формализованными знаниями экспертные знания в предметных областях и в сфере обучения. Работы в области создания ИОС безусловно перспективны, но находятся пока на стадии лабораторных исследований и, несмотря на некоторые примеры успешного применения, на уровень массовой технологии еще не вышли.
"Персональная революция" 80-х гг. принесла в сферу обучения не только новые технические, но и дидактические возможности. Это доступность ПЭВМ, простота диалогового общения и, конечно же, графика. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет не только увеличить скорость передачи информации обучаемому и повысить уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста любой отрасли качеств, как интуиция, профессиональное "чутье", образное мышление.
Компьютер, снабженный техническими средствами мультимедиа, позволяет широко использовать дидактические возможности графики и звука. С помощью систем гипертекста можно создавать перекрестные ссылки в массивах текстовой информации, что облегчает поиск нужной информации по ключевым словам, выделенным в тексте. Системы гипермедиа позволяют связать друг с другом не только фрагменты текста, но и графику, оцифрованную речь, звукозаписи, фотографии, мультфильмы, видеоклипы и т.п.
Развитие информационных телекоммуникационных сетей дает новый импульс системам дистанционного обучения, обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты.
Новые аппаратные и программные средства, наращивающие возможности компьютера, переход в разряд анахронизма понимания его роли как вычислителя постепенно привели к вытеснению термина "компьютерные технологии" термином "информационные технологии". Под этим термином понимают процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Так, суть информатизации образования определяют как создание условий учащимся для свободного доступа к большим объемам активной информации в базах данных, базах знаний, электронных архивах, справочниках, энциклопедиях.
Следуя этой терминологии, можно определить информационные технологии обучения (ИТО) как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В состав электронных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы применения которых указываются в методическом обеспечении ИТО.
Впечатляющий прогресс в развитии аппаратных и инструментальных программных средств ИТО предоставляет хорошие технические возможности для реализации различных дидактических идей. Однако, как показывает анализ отечественных и зарубежных компьютерных систем учебного назначения, ряд из них по своим дидактическим характеристикам нельзя назвать даже удовлетворительными. Дело в том, что уровень качества "мягкого" продукта учебного назначения закладывается на этапе его проектирования при подготовке учебного материала для наполнения баз данных АОС и электронных учебников, при создании сценариев учебной работы с компьютерными системами моделирующего типа, при разработке задач и упражнений и т.п.
К сожалению, методические аспекты ИТО отстают от развития технических средств. Да это и неудивительно, поскольку в методическом плане ИТО интегрируют знания таких разнородных наук, как психология, педагогика, математика, кибернетика, информатика. Разработка средств ИТО для поддержки профессионального образования осложняется еще и необходимостью хорошо знать содержание предметной области и учитывать присущую ей специфику обучения. Именно отставание в разработке методологических проблем, "нетехнологичность" имеющихся методик являются одними из основных причин разрыва между потенциальными и реальными возможностями ИТО.
Автор статьи: Чудинова Юлия Александровна, «Корпоративные системы» akgnozis.ru

ООО"Корпоративные системы" marketing@akgnozis.ru
00:18 25.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Как же всё-таки настроить гитару?

Как же всё-таки настроить гитару?

Несмотря на то, что гитару настраивать даже проще, чем играть на ней, я встречаю многих любителей этого инструмента, которые не очень-то уверенно себя чувствуют, когда речь заходит о настройке. Если ...
Правильный дымоход в баню: признаки хорошего дымохода.

Правильный дымоход в баню: признаки хорошего дымоход...

Планируете строительство бани? И в первую очередь задумались о дымоходе? Это профессиональный подход к делу. Печь и дымоход – это важнейшие элементы для любой русской бани. Функция дымохода зак...
Командировка

Командировка

Командировка моя подходила к концу. За две недели мне порядком поднадоели и гостиница, в которой я останавливался, да и сам Питер, хотя я его очень люблю. Днём – работа, а вот вечерами…. Было хотя бы ...
Моя маленькая чистая девочка

Моя маленькая чистая девочка

 — Откройся, разведи ножки, да, вот так хорошо. Она закусила губу, когда он начал шевелить там пальцами.  — Уже мокренькая, — заметил он довольно. — Ещё шире, милая, ну давай. Палец закружил...
Что такое экспериментальный танец?

Что такое экспериментальный танец?

Горите желанием рассказать миру о себе, о своих чувствах и эмоциях… Но предатели-слова все как-то не складываются в логические цепочки предложений? Попробуйте заявить о себе на языке тела, пере...
Нефть - добыча и перевозки внутри нашей страны (часть 2)

Нефть - добыча и перевозки внутри нашей страны (част...

Ситуация с транспортировкой нефти на сегодняшний день довольно сложная. При распаде Советского Союза Россия потеряла большинство нефтеналивных терминалов на Балтийском и Черном морях, что привело к зн...
Может заинтересовать

Не хотите ли научиться играть на гитаре?

Один временно добрый ко мне человек, умевший играть на гитаре ровным счетом четыре аккорда, решил во...

Если вам нехорошо... Как справиться с весенними об

Чудесное время года — весна! Всё ярче и ярче светит солнце, согревая нас волшебным теплом...

Свето-звуковая майнд-машина ТММ Мираж

Свето-звуковая майнд-машина ТММ Мираж  – это новый прибор на рынке свето-звуковых майнд-машин. Он ра...

Сall-центр эффективный инструмент управления взаим

Сall-центр эффективный инструмент управления взаимоотношениями с клиентами Сall-центр - это универс...

Как сделать правильный выбор-шипованные или фрикци

Иногда водители авто задаются таким вопросом: «Какие выбрать шины - шипованные или фрикционные шины»...

Оформляем квартиру: где установить шкаф-купе

Никто не будет возражать, что шкаф-купе экономит пространство и отлично вписывается в интерьер кварт...

Ломаем ratio LEVEL 999

Не у всех широкие каналы и большой аплоад в связи с этим люди очень мучаются и иногда быть может впа...

Шаблоны интернет магазина – зачем нужен сервис

Допустим, у Вас есть свой сайт, который Вы собираетесь развивать, делать свой бизнес в интернете. Т...

Реклама в сети Интернет

Виды рекламы не перечесть - электронные уличные дисплеи, буклеты и брошюры, печатные издания и, коне...

Как развивалось европейское фехтование? Часть 1

Наверное, способы применения оружия возникли сразу, как только появилось само оружие. Это нормально:...



О информационном портале:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя полный ассортимент познавательных и интересных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь отыскать требуемую информацию стало легко.

Мы подобрали для вас полезные и интересные статьи. У нас портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Теперь, поиск нужной информации будет занимать у вас секунды.