История развития методологии проектирования АОС

Систематические исследования в области компьютерной поддержки процесса обучения имеют более чем 30-летнюю историю. За этот период в США, Канаде, Англии, Франции, Японии, России и ряде других стран было разработано большое количество компьютерных систем учебного назначения, ориентированных на различные типы ЭВМ. Сферы применения компьютерных средств поддержки процесса обучения гораздо шире, чем только учебные заведения. Это крупные промышленные предприятия, военные и гражданские организации, ведущие самостоятельную подготовку и переподготовку кадров. Кроме того, в цивилизованных странах становится уже стандартом снабжать новые сложные машины и технологии компьютерными обучающими системами, облегчающими и ускоряющими процесс их освоения и внедрения. За рубежом разработку "мягкого" компьютерного продукта учебного назначения (методических и программно-информационных средств) считают весьма дорогостоящим делом в силу его высокой наукоемкости и необходимости совместной работы высококвалифицированных специалистов: психологов, преподавателей-предметников, компьютерных дизайнеров. Несмотря на это, многие зарубежные крупные фирмы финансируют проекты создания компьютерных учебных систем в учебных заведениях и ведут собственные разработки в этой области.
В методологическом плане разработка и использование компьютерных средств поддержки обучения, в первую очередь - "мягкого" продукта, с самого начала развивались по двум направлениям, слабо связанным между собой. Первое направление опирается в своей основе на идеи программированного обучения. В его рамках разрабатываются и эксплуатируются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. Ядром АОС являются так называемые авторские системы, позволяющие преподавателю-разработчику вводить свой учебный материал в базу данных и программировать с помощью специальных авторских языков или других средств алгоритмы его изучения. Второе направление компьютеризации обучения является как бы вторичным приложением "мягкого" продукта компьютеризации различных отраслей человеческой деятельности (науки, техники, экономики и др.). Это отдельные программы, пакеты программ, элементы автоматизированных систем (АСУ, САПР, АСНИ, АСУП и др.), предназначенные для автоматизации трудоемких расчетов, оптимизации, исследования свойств объектов и процессов на математических моделях и т.п. Применение таких программных систем в учебном процессе носит более массовый характер, чем использование универсальных АОС, как в нашей стране, так и за рубежом, но, в силу своей разобщенности в содержательном плане и отсутствия единой дидактической платформы, менее известно, систематизировано и обобщено в научно-методической литературе. Среди многочисленных работ в нашей стране по адаптации отраслевых программных разработок для целей обучения определенной системностью выделяются работы по созданию учебно-исследовательских САПР и АСНИ.
С начала 80-х годов интенсивно развивается новое направление в компьютеризации обучения - интеллектуальные обучающие системы (ИОС), основанные на работах в области искусственного интеллекта. Существенной частью ИОС являются модели обучаемого, процесса обучения, предметной области, на основе которых для каждого обучаемого может строиться рациональная стратегия обучения. Базы знаний ИОС могут содержать наряду с формализованными знаниями экспертные знания в предметных областях и в сфере обучения. Работы в области создания ИОС безусловно перспективны, но находятся пока на стадии лабораторных исследований и, несмотря на некоторые примеры успешного применения, на уровень массовой технологии еще не вышли.
"Персональная революция" 80-х гг. принесла в сферу обучения не только новые технические, но и дидактические возможности. Это доступность ПЭВМ, простота диалогового общения и, конечно же, графика. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет не только увеличить скорость передачи информации обучаемому и повысить уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста любой отрасли качеств, как интуиция, профессиональное "чутье", образное мышление.
Компьютер, снабженный техническими средствами мультимедиа, позволяет широко использовать дидактические возможности графики и звука. С помощью систем гипертекста можно создавать перекрестные ссылки в массивах текстовой информации, что облегчает поиск нужной информации по ключевым словам, выделенным в тексте. Системы гипермедиа позволяют связать друг с другом не только фрагменты текста, но и графику, оцифрованную речь, звукозаписи, фотографии, мультфильмы, видеоклипы и т.п.
Развитие информационных телекоммуникационных сетей дает новый импульс системам дистанционного обучения, обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты.
Новые аппаратные и программные средства, наращивающие возможности компьютера, переход в разряд анахронизма понимания его роли как вычислителя постепенно привели к вытеснению термина "компьютерные технологии" термином "информационные технологии". Под этим термином понимают процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Так, суть информатизации образования определяют как создание условий учащимся для свободного доступа к большим объемам активной информации в базах данных, базах знаний, электронных архивах, справочниках, энциклопедиях.
Следуя этой терминологии, можно определить информационные технологии обучения (ИТО) как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В состав электронных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы применения которых указываются в методическом обеспечении ИТО.
Впечатляющий прогресс в развитии аппаратных и инструментальных программных средств ИТО предоставляет хорошие технические возможности для реализации различных дидактических идей. Однако, как показывает анализ отечественных и зарубежных компьютерных систем учебного назначения, ряд из них по своим дидактическим характеристикам нельзя назвать даже удовлетворительными. Дело в том, что уровень качества "мягкого" продукта учебного назначения закладывается на этапе его проектирования при подготовке учебного материала для наполнения баз данных АОС и электронных учебников, при создании сценариев учебной работы с компьютерными системами моделирующего типа, при разработке задач и упражнений и т.п.
К сожалению, методические аспекты ИТО отстают от развития технических средств. Да это и неудивительно, поскольку в методическом плане ИТО интегрируют знания таких разнородных наук, как психология, педагогика, математика, кибернетика, информатика. Разработка средств ИТО для поддержки профессионального образования осложняется еще и необходимостью хорошо знать содержание предметной области и учитывать присущую ей специфику обучения. Именно отставание в разработке методологических проблем, "нетехнологичность" имеющихся методик являются одними из основных причин разрыва между потенциальными и реальными возможностями ИТО.
Автор статьи: Чудинова Юлия Александровна, «Корпоративные системы» www.sike.ru

ООО"Корпоративные системы" marketing@csystems.ru

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 00:18 25.03.2017 Akgnozis.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Вовремя поменять летние шины - основа безопасности

Вовремя поменять летние шины - основа безопасности

Сюрпризы, которые год за годом преподносит в межсезонье саратовская погода, заставляют зачастую хвататься за голову даже самых опытных владельцев авто. Традиционная смена зимних шин на&...
Кто спасет Android?

Кто спасет Android?

Android — моя самая любимая операционная система. При том, что у меня нет ни одного устройства, работающего под управлением этой ОС. Парадокс? Отнюдь. Устройств у меня нет, зато есть ...
Сервис Активной Рекламы

Сервис Активной Рекламы

Сервис активной рекламы иначе говоря можно сказать по разному( САР, БУКС, и т. п. ) существует множество названий. Но все они сводятся к одному это активная реклама вашего сайта или проекта. Так же ...
Продвижение и раскрутка сайтов.

Продвижение и раскрутка сайтов.

Тенденции сегодняшнего мира требуют программу максимум. Для ведения успешного бизнеса приходится не только продвигать его в реальном мире, но и в виртуальном тоже. Именно с Интернета фирмы получают 60...
Доставка воды в офис. Какой бывает очищенная питьевая вода

Доставка воды в офис. Какой бывает очищенная питьева...

Доставка воды в офис и на дом – великолепный способ заботы о своем здоровье, здоровье близких и сотрудников. Как же выбрать питьевую воду? Во многом это дело вкуса, но главные критерии хорошей питьево...
Правило 30 для рынка форекс

Правило 30 для рынка форекс

У меня такое мнение, что любой удавшийся паттерн Woodie"sCCI отрабатывает себя как минимум на 30 пунктов. Это в 80% случаях. Даже запись на форуме такую видел что по паре EURUSD, на профит более ...
Интересное

Новинки кино. Что смотреть в выходные 6 - 9 мая? «

В преддверии длинных праздников и Дня Победы российские кинопрокатчики постарались максимально забит...

Форекс. Видео курсы для опытных пользователей и дл

Заработать в интернете на Форекс не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Вам совсем не...

Ленты со светодиодами: схема работы, монтаж, техни

Приобретение светодиодной ленты (или дюралайта) – отличное решение для тех, кто не прочь привн...

10 комнатных растений, которые приносят счастье

Конечно, многие прочитав заголовок ухмыльнуться и подумают, что это бред. Но ведь жизнь на сегодняшн...

Карта сокровищ

Есть очень распостранённый и очень действенный метод исполнения желаний - это карта сокровищ. Кто её...

Сколько розеток должно быть в квартире?

Прежде чем приступать непосредственно к установке новых розеток, нужно опредилиться сколько же их бу...

Немного солнца в пасмурный день? Кварцевый мини-со

Ох, как не хватает солнышка в наших широтах! Климат таков, что в Москве, например, всего лишь 90 дне...

Как создать организацию? Порядок на рабочих местах

Несколько дней назад я был свидетелем слёз счастья на лице руководителя, с которым работал в качеств...

Стук в двигателе - что делать?

Многим автолюбителям знакома ситуация, когда ни с того ни с сего что-то начинает стучать в двигателе...

Где найти свою любовь или хотя бы познакомиться?

Одиноких людей в сегодняшнем мире становится все больше. Женщины и мужчины разного возраста, достигш...



Развивая портал:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя полный ассортимент познавательных и интересных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь отыскать требуемую информацию стало легко.

Мы подобрали для вас полезные и интересные статьи. У нас портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Теперь, поиск нужной информации будет занимать у вас секунды.