Котлас. Что можно успеть на этой станции за время стоянки поезда?

Котлас — крупная узловая станция Северной железной дороги. Поезда на ней стоят долго. Если скорый, так минимум полчаса. Пассажирский ещё дольше. Какой 40, а какой и 50 минут. Да оно и понятно. У этого состава локомотивная бригада меняется. У того — поездная. Так что это только кажется, что времени много. Пока то, сё и оглянуться не успеешь, как снова в путь. Дальше на Архангельск, Воркуту, Киров или Москву.

Но и полчаса — тоже время. Если ими да с умом распорядиться — много чего успеть можно.

Например, пробежаться по перрону, выскочить на привокзальную площадь, оглянуться по сторонам… Где здесь газетно-журнальные киоски, оставшиеся от славных времен бывшей «Союзпечати»? Ага, вот они. И что в них? Газетки, журнальчики… Свежие? А как свежие — нам всех по одному экземпляру. Будет что читать долгой дорогой. И про местные новости, и про областные. А вот тут ещё и кроссворд. Тоже хорошо. Вроде бы как гимнастика для ума.

Как прессой затаришься под самую завязку, можно и в вокзал забежать. Что там в пристанционном буфете? Да всё, как обычно. Традиционные железнодорожные котлеты, общераспространенная сосиска в тесте, вкусный кировский кефир в пол-литровой упаковке. Но всё это — с собой, в вагон. Потом можно будет перекусить. А сейчас — горяченького бы чего…

Кофе? Чай? Потанцуем? Нет-нет, так-то с удовольствием, но на последнее и времени-то особо нет. А вот… Пюре? В микроволновке? С сосиской? А, давайте!

И когда сытый, да довольный снова выйдешь с широко раскрытыми глазами на привокзальную площадь… А на ней.

А на привокзальной площади станции «Котлас Южный» стоит не совсем обычный памятник. Памятник одному из лучших советских грузовых магистральных паровозов серии «Л», более известному среди железнодорожников и любителей этого вида транспорта под именами собственными — «Элка», «Лебедь» и «Лебедянка». Если первое является производным от буквенного обозначения серии паровоза, то два других напоминают о выдающемся конструкторе Льве Сергеевиче Лебедянском, под чьим руководством была создана эта машина.

Достаточно экономичный и пригодный для обращения на всей сети железных дорог Союза ССР механизм. Причем последнее — без значительных ограничений скорости. А конструкционная скорость у этой модели по тем временам была немаленькая — 80 км/час. Примерно на такой скоростной уровень вышел уже первый паровоз новой конструкции в своем первом рейсе, который он совершил 5 октября 1945 года от станции Коломна до станции Рыбное и обратно. Причем на обратном пути паровоз тащил за собой состав массой 2300 тонн. Правда, обозначение серии в этом рейсе у него было не «Л», а «П» — «Победа». Паровоз П-0001. «Победа» самый первый, заводское обозначение — П32 (паровоз 32-й серии).

Так бы «Элка», может, и осталась бы «Победой», но специальным постановлением Совета Министров СССР от 14. 01. 47 г. паровозу было присвоено обозначение серии по фамилии его главного конструктора — «Л». В этом же году за разработку нового грузового тепловоза Л. С. Лебедянский и его коллеги — Г. А. Жилин, В. К. Чистов, Д. В. Львов, В. Д. Уткин и В. Д. Дьяков — были удостоены звания лауреатов сталинской премии.

Паровоз стал не только одним из лучших, но и самым массовым. За период с 1945 по 1955 гг. в Советском Союзе было произведено 4199 паровозов серии «Л». Строился он на Брянском, Коломенском и Ворошиловградском паровозостроительных заводах. Тот, что нынче «работает» памятником на привокзальной площади станции Котлас Южный, построен в 1955 г. на Ворошиловградском заводе им. Октябрьской революции Министерства транспортного машиностроения СССР.

Его трудовая биография началась уже в год постройки. И трудился паровоз на разных участках Северной железной дороги… почти два десятка лет. Об этом подробно расписывает установленная на памятнике мемориальная табличка:

«Паровоз серии Л № 5129 работал на участках „Котлас-Киров“, „Котлас-Коноша“, „Котлас-Воркута“ с 1955 по 1972 гг. ».

28 кубических метров воды принимали паровозные баки «Элки», а 18-тонный запас топлива потихоньку перекочевывал из тендера на колосниковые решетки общей площадью 6 квадратных метров. Сгорая, воркутинский или интинский уголек создавал давление пара в котле 14 кгс/кв. см. Паровая машина с двумя цилиндрами, диаметрами по 650 мм, развивала мощность 2200 лошадиных сил. И бежали, ритмично постукивая на рельсовых стыках, одна пара бегунковых колес диаметром по 900 мм и пять — движущих, размером почти в два раза большим — 1500 мм. И со скоростью около 80 км/час летел почти 14-метровый локомотив, порожней массой 93 т, туда, куда нужно было доставить важный народнохозяйственный груз. Воркутинский уголь, архангельский лес или затаренную в Кирове по мешкам муку.

Если кто не застал паровозы этой знаменитой серии на железнодорожных просторах нашей страны, то забыть его не дадут такие фильмы, как «12 стульев», «Подарки по телефону», «Дети Арбата» или «Адмиралъ». В них «Элка» — во всей красе. А вот в «Ворошиловском стрелке» паровоз серии «Л» — нерабочий. Или вот этот памятник на привокзальной площади станции Котлас Южный, который установили в ночь с 12 на 13 июля 2007 года. К 90-летнему юбилею города. Котлас ведь когда-то был ровесником Великого Октября. Потому что городской статус получил именно в тот самый, 1917-й, год.

Но, наверное, ничего этого не было бы, если бы в январе 1899 года от Перми и Вятки в Котлас не пришла 812-верстная железная дорога. Если бы не пришла, то и он… Так бы и не стал крупной узловой станцией. И побежала бы его история совсем по другим рельсам.

Но… Не побежала. Потому и сегодня Котлас — крупная узловая станция Северной железной дороги. И поезда на ней стоят долго. А пока стоят… Если время не терять, много чего можно успеть сделать. Газеты, журналы. Перекусить. Памятник посмотреть…

Да и не только его. Но по привокзальным окрестностям — как-нибудь в следующий раз.

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 18:49 24.03.2017 Akgnozis.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Лень

Лень

То и дело приходится слышать, как жители некоего многоквартирного дома требуют от организаций больших удобств, чем располагают в настоящее время, как сельские жители ругают муниципалитет из-за отсутст...
Рассказ о станции «Салют»

Рассказ о станции «Салют»

Переход экипажа из транспортного корабля в орбитальный блок и обратно осуществляется через стыковочный узел, без выхода в открытый космос; «Салют» — первый из космических аппаратов, где предусмотрена ...
Вкусные рецепты: Торт воздушный с киви, Торт Королевские развалины, Пирожное Осень

Вкусные рецепты: Торт воздушный с киви, Торт Королев...

Торт воздушный с киви3 желткас150 г. сахара растереть добела. Добавитьсметану,муку, крахмал иразрыхлитель – вымесить тесто Аккуратно ввести взбитые в пену белки , перемешать уже ложкой, а не миксером ...
Криминальная драма «Схватка». Кому удалось свести вместе Пачино и Де Ниро?

Криминальная драма «Схватка». Кому удалось свести вм...

Искусство не терпит сиюминутности и спешки. Кинематограф тому ярчайшее подтверждение. Снятое наспех кино столь же быстро и забывается. Шедевры требуют времени, чтобы созреть в голове создателя. Р...
Что мы знаем о грядущем фильме бондианы? Детали о съемках «Skyfall»

Что мы знаем о грядущем фильме бондианы? Детали о съ...

На прошлой неделе группа пронырливых журналистов посетила легендарную киностудию Pinewood в Великобритании, где режиссер Сэм Мендес снимает очередную серию о приключениях агента 007 под названием Skyf...
Квартиры в Андреевке: правила безопасной покупки

Квартиры в Андреевке: правила безопасной покупки

Вы давно думали о покупке квартиры в Зеленограде и уже присмотрели интересный вариант? Не торопитесь заключать договор. Попробуйте посмотреть на ваше будущее жилье взглядом профессионального юриста, а...
Познавательное

Обзор АТС производства LG-Nortel

Линейка АТС LG-Nortel разработана для офисов разного уровня - от предприятий малого бизнеса до крупн...

Вкусные рецепты: Пхали - закуска из овощей с грецк

Пхали - закуска из овощей с грецкими орехамиЗаранее готовим грузинскую ореховую пасту : орехи измель...

Как продать автомобиль?

Все автовладельцы рано или поздно сталкиваются с этой задачей. Кто-то пересаживается на более новую ...

Аренда спецтехники - реальная экономия денег

В настоящее время Россия переживает строительный бум. В крупных городах, как грибы, вырастают жилищн...

Кухонные решения из фанеры

У каждого в жизни наступает момент, когда душа требует перемен, отличным решением этого дела, являет...

Будь успешным!

Желая чего-то достичь, поверьте, что у вас есть на это способности. Сначала, возможно, придется прит...

Как что-то найти на просторах Интернета?

Поиск нужной информации в Интернете — это настоящее искусство. Знаю по собственному опыту...

CITROEN C4 Optimum

Главной бедой России, как это ни печально, являются дороги. Но в условиях динамичной жизни мега...

Немного о Хендай Солярис

Корейские автомобили всегда выделялись невысокой ценой, скромным оснащением и зачастую необычными ре...

Переносные дизель электростанции: как устранить пр

Даже в двадцать первом столетии – веке высоких технологий, случаются перебои в электроснабжении, кот...



О информационном портале:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя полный ассортимент познавательных и интересных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь отыскать требуемую информацию стало легко.

Мы подобрали для вас полезные и интересные статьи. У нас портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Теперь, поиск нужной информации будет занимать у вас секунды.